Вдохновенный певец эпохи

К 180-летию К. Е. Маковского (1839–1915)

Константин Егорович Маковский – один из самых талантливых русских живописцев второй половины XIX столетия.

Вдохновенный певец эпохи

Его славе и гонорарам завидовали многие современники. Император Александр II называл его «мой живописец». Он – создатель самых обворожительных боярынь в русском искусстве, а также автор ярких картин из жизни боярской Руси XVII века.

У Константина Егоровича нетипичная для русского художника судьба – его смело можно считать баловнем судьбы. Родился Маковский 20 июня 1839 года в Москве. Отец был одним из основателей Московского училища живописи и ваяния, о котором сын с благодарностью говорил: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу». Мать обладала прекрасным сопрано и считалась одной из самых красивых женщин Москвы. Знаменитые художники, музыканты, актеры, писатели были частыми гостями в доме Маковских.

В Московское училище живописи и ваяния Константин поступил в 12 лет. Учился успешно, получая все возможные награды. Занимался у высокоавторитетных наставников А. Н. Мокрицкого, М. И. Скотти и К. С. Зарянки.

Окончив училище, в 1858 году Константин поступил в Петербургскую академию художеств. Через два года уже принимал участие в ежегодных академических выставках с историческими картинами, в них проявились основательная академическая подготовка и несомненный талант живописца.

В 1863 году Маковский стал участником знаменитого «бунта четырнадцати» и продолжил свой путь в Петербургской артели художников под руководством И. Н. Крамского, а с 1870 года – в Товариществе передвижных художественных выставок, где вместе с младшими братьями Владимиром и Николаем представлял на выставках свои работы по преимуществу бытового народнического жанра («Похороны ребенка в деревне», «Дети, бегущие от грозы», «Маленькие шарманщики у забора зимой» и «Селедочница», за которую получил звание академика).

К 1880-м годам, увлекшись коллекционированием антиквариата, Константин Егорович воодушевился идеей возрождения атмосферы боярской Руси XVII века на своих полотнах («Боярский свадебный пир в XVII веке», «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем», «Под венец», «Поцелуйный обряд»). В этот же период создал множество изображений «русских красавиц» в расшитых нарядных сарафанах и отделанных яркой вышивкой кокошниках. Тщательно выписывая костюмы персонажей, аксессуары и детали бытового окружения, мастер подошел так близко к условиям и обстановке давно забытой старины, что в своем жанре не имел соперников.

Картины живописца, за которые он брал немалые деньги, покупали нарасхват и в Европе, и в Америке, поэтому большинство его работ ушло из России. Даже Павел Третьяков не всегда мог позволить себе приобрести произведения Маковского для своей галереи в Москве.

Окрыленный триумфом художник отдалился от передвижников и увлекся салонной живописью, историческими сюжетами и светскими портретами. По словам живописца и искусствоведа И. Э. Грабаря, он был «не только любимым, но и единственным портретистом русской аристократии».

Невероятная легкость кисти, присущая живописцу в юности, не покинула его до конца жизни. Осенью 1915 года на углу Садовой улицы и Невского проспекта в Санкт-Петербурге экипаж, в котором ехал Маковский, столкнулся с трамваем. В результате художник получил травму головы, несовместимую с жизнью. Его смерть была неожиданностью для всех. Произведения, созданные кистью Маковского, по сей день имеют огромную ценность не только для отечественных музеев, но и для многих музеев мира.

Вдохновенный певец эпохи

Горловский художественный музей является счастливым обладателем двух уникальных портретов, написанных знаменитым мастером. Очаровательная «Девушка в венке» дарит всем посетителям умиление, и трудно сказать, каково ее настроение – то ли радость, то ли грусть. Автор любуется милой красавицей, передавая ее сложное душевное состояние. Ярким примером заказного светского портрета является «Портрет Слёзкиной», глядя на который еще раз убеждаемся в виртуозном мастерстве художника, сумевшего создать образ девушки, наполненный шармом и обаянием.

Вдохновенный певец эпохи

Константин Егорович вошел в историю русского изобразительного искусства как живописец необычайного таланта, один из самых успешных, дорогостоящих и выдающихся художников России XIX века.

Приглашаем жителей и гостей города посетить Горловский художественный музей и насладиться замечательными произведениями К. Е. Маковского, а также познакомиться с прекрасными творениями выдающихся мастеров живописи, графики, скульптуры и декоративно прикладного искусства.

Ольга Полонникова, ст. научный сотрудник Горловского художественного музея