РЕЦЕНЗИЯ: Стоит ли смотреть фильм «Девятаев»

В кинотеатрах ДНР начался показ художественного фильма «Девятаев», посвященного побегу советских военнопленных на захваченном немецком бомбардировщике из нацистского ракетного центра на Балтике.

Старая довоенная песня…

Первое, на что обращаешь внимание, это, конечно же, на главную песню фильма. «Любимый город» – произведение композитора Никиты Богословского на стихи поэта Евгения Долматовского. Впервые песня прозвучала в 1939 году в фильме «Истребители». Исполнил ее знаменитый советский актер и певец Марк Бернес.

Долматовский написал стихи к песне в Киеве. «Поездка в Киев — всегда счастье. А тут ещё и пора цветения каштанов, беззаботная весна 1939 года. И еще невозможно себе представить, что придется лежать в истоптанной ржи с винтовкой на подступах к этому городу, а потом переплывать ледяной Днепр, а потом — не скоро, не скоро — проходить по разрушенному Крещатику», — вспоминал поэт в своей книге «Рассказы о твоих песнях».

Лидер немецкой рок-группы Rammstein, Тилль Линдеманн спел песню «Любимый город» на русском языке к выходу фильма Тимура Бекмамбетова «Девятаев»

Немного об СССР и о «железе»…

С первых же минут фильма погружаешься в атмосферу Советского Союза – это у Бекмамбетова вышло мастерски — идет ли речь о настроениях на Первомай с кумачом и портретом вождя мирового пролетариата, или же о судьбах разной, зачастую горькой реальности простых советских людей.

Воздушные бои в фильме такие, что невольно сам ощущаешь себя в кабине краснозвездной «Аэрокобры». Причем и срежиссировано все в «истребительном» темпе, маневры происходят молниеносно. Уделено внимание и техническим тонкостям. Например, в кабине американского истребителя Bell P-39 Airacobra, который поставлялся в СССР по ленд-лизу, были установлены «автомобильные» двери. Причем через левую дверь летчик садился и выходил из самолета, а через правую, которая отстреливалась специальным механизмом, производилось аварийное покидание машины на парашюте. В целом внимание к техническим особенностям являются, несомненно, сильной стороной фильма.

Простые люди…

Но все же фильм не о самолетах, а о людях. Герои картины лишены «плакатности»: они сомневаются, ошибаются и платят сполна за свои ошибки. Им страшно, но именно в преодолении собственных страхов, или же в невозможности это сделать, и кроется основной конфликт фильма. Жизнь в постоянном ожидании смерти, голод и холод на продуваемом всеми ветрами острове в Балтийском море…

«Как вы управляете этим сбродом?» — спрашивает эсэсовец у коменданта концлагеря, имея ввиду советских военнопленных. «Голодом, — отвечает тот. — Вы не знаете, на что способен человек ради куска хлеба…» В этих условиях главному герою приходится искать спасение и найти способ остаться при этом человеком.

О долге и единой Родине

Не менее интересно, чем сам побег, показана послевоенная судьба Девятаева. Ведь в лагере советский летчик побывал дважды: первый раз в качестве смертника за организацию первого побега из гитлеровского плена. Во время его второго «посещения» это уже был фильтрационный «Спецлагерь № 7» НКВД. Надо сказать, что режиссер здесь постарался уйти от своеобразного «либерального клише» о «кровавых палачах сталинского режима».

Фильм Бекмамбетова – это картина судеб советских людей – разных, но объединенных чувством деятельного, а не голословного патриотизма. Именно принадлежность к народу великой и единой страны помогала преодолевать глубоко личные проблемы, основная из которых – нравственный выбор каждого.