Куликовская битва и смена курса всей русской истории

Сегодня мы отмечаем день Куликовской битвы. Важнейшая дата русской истории. Куликовская битва не может считаться точкой освобождения Руси от монгольского владычества.

Но здесь, укрепившееся Московское княжество, под властью великого князя Дмитрия Ивановича Донского, впервые продемонстрировало свою способность нанести татарам поражение. А значит из обычных данников русские впервые за всю историю монгольского периода превратились в самостоятельного субъекта.

Победе на Куликовом поле предшествовали победы русских над ордынцами на реке Пьяна и на реке Воже. Но именно прямое столкновение с армиями Мамая на Куликовом поле по-настоящему показало, что русские стали настолько сильны, что отныне с ними надо считаться правителям Орды в полной мере.

У Куликовской битвы много аспектов. И дипломатический, и религиозный, и политический. В этот период еще сохранялась возможность того, что Литва сделает православие официальным вероисповеданием и сблизиться больше с Москвой, а не с католической Польшей.

В самой Орде между Мамаев и Тахтамышем развернулась гражданская война. Проблемы были у Дмитрия Донского с греческим митрополитом Киприаном. И наконец, сами русские княжества были раздроблены и меняли лагеря и стороны по несколько раз на дню.

И в этой ситуации Дмитрий Донской, следуя заветам Андрея Боголюбского и Александра Невского, и предвосхищая политику Ивана Третьего, Василия Третьего и Ивана Грозного предпринимает невероятные усилия, чтобы сделать Московскую Русь субъектом истории, великой и самостоятельной державой. Объединить вокруг Москвы все русские земли.

И то, что он бросает вызов непобедимым до этого татарам, и добивается трудной, но исторически важной победы над ними на Куликовом поле, меняет курс всей русской истории.

Игумен земли Русской, святой преподобный Сергий Радонежский лично благословляет Дмитрия Донского на это сражение. Дает ему в помощь богатырей монахов Пересвета и Ослабю. Казалось, как может игумен, исихаст, строгий ревнитель монашеских традиций посылать иноков на войну? Ведь это запрещено уставом церкви. Да запрещено.

Но в самых исключительных случаях этот запрет отменяется: только тогда, когда речь идет о судьбе Святой Руси, о будущем русского и всемирного Православия. Сергий Радонежский с юности бережет людей, углубляется в иночество, не участвует в политике. Но в критический момент — накануне Куликовской битвы — он отходит от этого правила.

Есть дни, когда политика становится священной, а война из земной превращается в битву ангелов против бесов. И тогда монахи, как воины Христовы, бросаются в бой. Так бывает очень редко. Когда земное сходится с небесным, и когда армии ада — у порога. Куликовская битва была именно таким случаем. Это было сакральное сражение за прошлое и будущее Святой Руси.

И мы выиграли его. Мы все. Те кто умерли, кто жив сейчас и кто еще не родился. Такие судьбоносные битвы и делают народ народом. Мы русские, потому что это была наша битва и потому, что мы ее выиграли. Те, кто сложили головы в этой войне и создали нас. И потом от войны к войне другие поколения, потомки тех, кто пал или выжил на Куликовом поле, снова и снова сражались за христианскую крестную Родину нашу.

Тем самым они творили и ее, и давали жизнь нам. Ведь чтобы мы могли жить русскими и быть в России, надо было не только рожать поколения русских родов, но отстаивать державу, биться за ее независимость, гибнуть и побеждать за ее свободу и ее могущество. Так мы пришли постепенно от походов Святослава, Ледового побоища и Куликовской битвы к взлёту Московского царства, к Империи и величайшей мировой державе.

И мы живем в России, говорим на русском и исповедуем православие — именно потому, что князь Дмитрий Иванович Донской повел свои войска на Куликово поле. Потому, что величайший русский святой Сергий Радонежский нас благословил. Потому, что мы погибли тогда на Куликовом поле. И потому что мы тогда победили.

Из крови каждого павшего русского воина восстают сотни и тысячи новых героев. И их становится все больше и больше по молитве святых старцев. И так мы собираем огромные русские армии, чтобы защищать и укреплять, чтобы хранить наше святое Отечество — нашу державу и нашу православную веру. Из века в век. И так до конца времен…

Настоящая история не совокупность фактов, но вечное настоящее народа. Это судьба, которая действительна всегда — в прошлом, настоящем и будущем. Истинный подвиг не умирает. Напротив он порождает новые подвиги. Вечное Куликово поле…

Источник